Героический Форум!
Часто, общаясь с друзьями, вдруг возникает тема Измаила, того города, который мы помним по нашему детству, по 50-60- годам. Года уходят, мы стареем, город меняется, но для тех, кто придет после, нас вдруг захотелось оставить описание того Измаила, который уже ушел, но который ещё сохранился в нашей памяти, вдруг кому – нибудь пригодится. :-)) Я ни в коем случае не претендую по полноту описания, и пусть все, кто имеет возможность, дополнит эти строки. Молодежь! «Потрясите» своих «стариков», они много чего расскажут, и таким образом напишем историю нашего ИЗМАИЛА! Итак, начнём. Улицы Измаила, до 40 года носили совсем другие названия, но и те, которые есть сейчас, тоже переименовывались. Так улица Савицкого называлась Госпитальной, Кирова – Телеграфной, Юлиуса Фучика – Пятницкой, Бендерская – Школьной, Белгород –Днестровская - Пароходной ( к стати, при румынах, тоже называлась «Пароходной», но на румынском), Куликова – Степовой, переименованы Красивая и Дунайская в Холостякова и Героев Сталинграда, Фабричная и Электрическая в Капитана Семенюка и Гавриила Музыченко, часть Болградской стала Советской милиции, была ещё Жданова, но как теперь не помню… Кажется всё? Нет? Дополняйте! Ну, что, интересно? Чем не история города? Будем продолжать? Я – да!
Площади. Прочитал в разделе «Известные», о том, что Короленко побывав в Измаиле, в своих воспоминаниях пишет: «Площади огромные». Не знаю, где он видел площади в Измаиле в то время, во времена же нашего детства площадей особенно не наблюдалось. Не было ни площади Мира, ни привокзальной, ни возле исполкома. Была площадка возле театра (в то время ещё назывался «театр», название Дом культуры возникло внезапно и неизвестно откуда) Шевченко. Площадью же была одна единственная площадь Ленина, там, где она находиться и сейчас, между проспектом Суворова, улицами Пушкина, Ленина, Комсомольской. Правда, вид у неё был немного другой. Вокруг памятника Ленину была клумба, дорожек было меньше, и они были посыпаны песком. Не было «автоматов» и тротуар там, где остановка «10 маршрута» был шире. Однажды, после дождя, в том месте образовалась огромная яма ( один из знаменитых «подземных ходов»?) Яму засыпали, проезжую часть расширили и накрыли плитам, а тротуар сузили.. Похожая ситуация произошла и с остановкой такси, только там обошлось без «ямы» Остановка такси было там, сколько я помню, во всяком случае, в 50 годах точно.. В парке напротив остановки такси, была будка, где сидел «Диспетчер», такая тетенька, которая регулировала очередь и «подсаживала» пассажиров в одном направлении. Проезд в такси стоил 1 руб, до «хрушевской реформы», а после 61 года – 10 коп за километр, да плюс еще 10 за посадку. В качестве такси были в основном машины «Победа», большинство – коричневого цвета, и «шашечки» были нарисованы по всему кузову, а не только на передних дверях. Рядом с будкой диспетчера, возник цветочный базар, он работал в основном по вечерам… Дальше по улице была остановка «1 маршрута», а в том здании, где «Детский мир», был универмаг. В начале 60 годов, его ограбили, пробив потолок, и вытащив товар и все, что было в ювелирном отделе. Говорят, что именно поэтому, в Измаиле очень долго не торговали золотом. Часть ворованного спрятали в колодце аварийного выхода из помещения почты в Комсомольском сквере (Горсад), в углу, ближе к зданию бывшей почты. Там устроили «засаду» и……. Здания Дома быта не было…, На его месте было питейное заведение, которое в народе называли «Рваные паруса». Это было одноэтажное строение, перед которым в палисаднике – беседке стояли столики, этот палисадник был накрыт полотняным тентом, который хлопал на ветру… Левее, ближе к ул Пушкина, был киоск, в котором продавали «сладкую вату на палочке», а на самом углу, одноэтажное здание « Кулинарии» Универмага (трехэтажного) тоже не было. На его месте был тир, длинный деревянный сарай, в котором можно было пострелять из «воздушки». Один выстрел стоил вначале 1 копейку, потом три. Этот тир был «летним», зимний был в подвале, на улице 28 Июня, возле базара, он там и «умер». Что было на месте «нового» Голубого Дуная (ныне «Копейка») не помню, а вот музей Суворова был всегда, правда, танковой башни на подставке не было, а вот колокол был. У этого колокола интересная история, её можно найти в инете, но историю «ранений» его я помню В начале 60-х, из болградской дивизии дезертировал солдат. Рассказывали, что причиной была телеграмма из дома о смерти матери, но его не отпустили, и он сбежал, не знаю. Во всяком случае он с автоматом приехал в Измаил, где его ждали, но взять не смогли, он постреливал из автомата и несколько пуль попали в колокол, их следы видны очень хорошо. История дезертира закончилась грустно, он тяжело ранил милиционера по фамилии Рассохин, и застрелится сам.. Вот такие площади в моих воспоминаниях…..
Дома и сооружения. Как-то получилось, что в моей памяти не осталось домов тех лет выше, чем в три этажа. Измаил 50-х, начала 60-х годов был большей частью одноэтажным. Дома, оставшиеся от старых хозяев, уехавших в Румынию, или репресированых стали городской собственностью, «жековскими» (их называли «жАковскими», или даже «жАкТовскими»). Многие из них были кирпичные или облицованные кирпичом, стоят до сих пор. Те, которые были относительно большие по площади делились на несколько квартир, в которых до сих пор живут люди. Лучшие особняки занимались городской элитой – руководителями города и области. Основная же масса была частные дома, построенные из «лампача». Высокими были церкви, а их было около 20, элеватор, пожарная каланча, несколько домов по проспекту Суворова. Два дома двухэтажных на нынешнем проспекте Ленина, напротив теперешней Росинки, два или три дома на нынешней улице Советской милиции. Эти дома были огорожены каменным забором, были ворота и калитка, через которые удобно было проходить на Станционный посёлок от остановки автобуса. На верхней площадке пожарной каланчи (говорили просто – пожарная команда) постоянно находился дежурный, который осматривал город, нет ли где дыма или огня. Дело в том, что город был почти без телефонной связи, телефонов – автоматов я что-то в те годы просто не помню, так, что осмотр сверху был необходим. (Как в стихотворении «На площади базарной, на каланче пожарной, круглые сутки дежурный у будки» ? ) Ворота на «пожарной команде» были деревянные, глухие, и мы заглядывали через их щели, чтобы увидеть пожарную машину. Пожарные часто устраивали учения – соревнования перед своим зданием, в корыте разводили огонь, и бойцы должны были пробежать с огнетушителем, погасить его, перед этим размотать пожарный шланг. Еще запомнилось, что в этом же здании была автошкола, а в последствии городской радиоклуб. Во дворе под навесом, стоял бильярдный стол, на котором некоторые из нас впервые попробовали себя в этой игре… И еще водонапорные башни. Ту, что стоит на площади Мира, знают все, но была ещё одна. Она находилась в самом начале улицы Школьной (Бендерской), перед воинской частью. Была она каменной и покосившейся, как Пизанская. В 60-х её снесли (взорвали), причем она развалилась на несколько крупных частей, которые потом долго валялись там же. Газа и центрального отопления не было, и дома отапливали углём, который можно было купить на «угольнике» (говорили – треугольнике) он находится там же – по ул. Аэродромной, кроме этого было еще два склада в городе: Татарбунарская угол Комсомольская (сейчас жилые дома) и где-то в районе Красноармейкая – Кишинёвская, точно не помню… Даже в «многоэтажках» были плиты, на которых готовили еду, и дровяные титаны в ванных. Еще и сейчас можно увидеть на первых «многоэтажках» дымовые трубы. Котельных же было всего пару штук, отапливали район «старого» исполкома, горбольницу.
Дороги и транспорт. Сказать, что в те года в Измаиле не было дорог, значит, ничего не сказать. Во первых дорог с покрытием было процентов 10 – 15. Причем. покрытие это было в основном брусчаткой, некоторые участки довольно красиво выложены, например, пересечение пр. Суворова – Бендерская, другие же просто покрыты булыжником как бог на душу положит, например Пушкина от базара в сторону Ст. Некрасовки. Основная же часть дорог были грунтовые. Причем по ним ездили и довольно интенсивно. Эта интенсивность приводила к тому, что летом, когда было сухо дороги, покрывались мелкой, как мука, пылью, толщиной 10- 15 см. Что не очень радовало наших мам и бабушек в ветреную погоду, когда вывешивалось после стирки бельё, но радовало юное поколение измаильчан. Как интересно было, сгребать руками в кучу пыль и прыгать туда, или, в центр этой кучи налить воды (и те только воды) и получить «пасочку». Зато после дождя вся эта пыль превращалась в такое непроходимое болото, что даже грузовые машины оставались на несколько дней «загрузшими» по самую раму, если не оказывалось поблизости трактора. А дожди были тогда частыми и обильными, может, этому способствовали плавни, в окрестностях города, ведь Дунай не был одамбован, и разливался широко-широко. Например, между Кислицами и Килией. Попасть в Першотровневое или в Муравлёвку, можно было только через Суворово… В городе же в многочисленных лужах, которые часто не исчезали по нескольку недель, пускались кораблики, и заводилась живность – головастики и дафнии, этих, последних, ловили сачками на корм аквариумным рыбкам. Осенью, в школу в резиновых сапогах – это было нормально. Во дворах школ стояли корыта с водой, где эти сапоги отмывались от болота, перед тем как войти в здание. Зимой дороги были, как и теперь, разве что снега выпадало побольше. В 53 году, снега было едва ли не вровень с крышами …. Весной, когда подсыхало, по улицам ездили грейдеры, вначале несамоходные, их тянули трактора, и профилировали дороги, так, чтобы дождевая вода стекала в сторону Дуная. Дорога в сторону Одессы была уже чем теперь, старые шофера говорили, что пока доедешь, раза два наружное зеркало потеряешь. Дорога была обсажена деревьями, верхушки которых смыкались, и казалось, что едешь в туннеле. Дорога на Болград, была пошире и качество её было получше, на ней мы проводили испытания скоростных качеств своих транспортных средств (разбилось там народу много..) Выезд же на Болград был через переезд, на пересечении улиц Сов. Милиции и Гагарина, переезд закрывался вручную, дежурная крутила ручку, опуская или поднимая шлагбаум. Переезд иногда закрывался надолго, и тогда собиралась длинная очередь… Транспортом же Измаил обижен не был. Было всё и оставшиеся после войны американские «Студебеккеры», их называли «студер» или «тудор», и «ЗиС» и полуторки. Легковые «Виллисы» и, моя любовь, «Додж ?», он был в горводопроводе, что интересно, что на таком же «Додж»е в начале 80х, я еще умудрился поездить в Харькове, было ему почти 40 лет, и всё «родное»! ? Потом появились газоны и «ЗиС» 150, их часто использовали в качестве «грузовых такси», для перевозки пассажиров из сел. С них начинался Измаилавтотранс – автопарк, а в то время «20 парк». Газ 69 – который почему-то назывался «бобик», ЗиМы, было их не много, помню скорую помощь. Ещё помню санитарную «полуторку», точно как в « Кавказской пленнице» ?. О «Победах» - такси уже говорил, были и частные машины. Вначале трофейные, немецкие «Опель – капитаны» и даже « Майбах», с полудеревянным кузовом, был частный «ЗиС» 101, «Москвич 401» и первый со смешно поставленными колесами «Запорожец». Много было лошадей, как из сел, на которых привозили товар на базар, так и городских, принадлежавших различным организациям. Их запрягали в повозки – «подводы» или арбы. На них перевозили всё, от стройматериалов, до продуктов и горячих завтраков в школы. Хорошо помню старого еврея по фамилии Михайлевич, который ездил по городу и протяжно кричал : « Кооо..сти --- Тряпки!». Он собирал старые вещи в обмен на что- либо нужное в хозяйстве, например синьку или крышки для консервирования, нам же мальчишкам, предлагался свисток. Толпой мы бежали за ним, пока не останавливался, потом тащили из дома всякое старье, он презрительно взвешивал его, и говорил, что вот за это дам свисток… - радости было полные штаны. Где-то в это же время появились лошади – тяжеловозы, большие, упитанные битюги, с толстыми мохнатыми ногами. Еще запомнился грузовик ГАЗ 51, с цистерной, развозивший керосин. К кабине был привязан колокольчик, шофер за верёвочку дергал его, и на звук собирались все от малор до велика с канистрами «блишанками». Шофер открывал кран, в привязанную под ним емкость набирался керосин из цистерны, и начиналась продажа. Без керосина ну никак нельзя было, ведь готовили на примусах или керогазах, да и керосиновые лампы в домах были всегда наготове, аварии с электричеством были не редки. А пожаров сколько было от этих примусов и керогазов… Отдельный разговор о мотоциклах. Первые, что остались в памяти – это трофейные немецкие и «ленд-лизовские» - американские. Помниться «Харлей» двухцилиндровый V-образный двигатель вдоль рамы, «BMW» и «DKW» одноцилиндровые, малооборотистые двигатели, у которых был удивительно приятный для слуха звук выхлопа. Некоторые были с коляской, на которой ещё были видны крепления под пулемёт, на некоторых были ручки переключения передач на бензобаке справа, у некоторых в бензобак был вмонтирован ящик для инструмента и даже какие-то датчики. Одноцилиндровый «BMW», с двигателем 500 кубов имел такие малые обороты, что на первой передаче нельзя было тронуться с места без коляски, зато прицепив к нему небольшой плуг можно было пахать огород. Потом появились ИЖи, (почему-то не помню ИЖ49), «МИНСКИ», их называли «макаками», «КОВРОВЦы» - первые трехскоростные –родители «ВОСХОДОВ»,а в начале 60-х «Явы» и «ЧЗты». «ЯВА – 250» - одноцилиндровая, а «350» двухцилиндровая. В них удивляло всё, от дизайна (слова такого тогда не употребляли», до технических возможностей. Вот их и испытывали на «болградской» дороги, пытаясь разогнать до максимальной скорости, сколько ребят разбилось…. Еще мотороллеры…, наши, советские «ТУЛА 200» и чешские «ЧЕЗЕТы», с двигателем от «ЯВЫ 250», ну очень красивые машинки, заводившиеся со «стартера», с фарой вмонтированной в переднее крыло. Как не вспомнить чешский мопед «Ява 05», по сравнению с нашими «дырчиками», просто чудо. Но и на наших можно было передвигаться. Велосипед с моторчиком, «мотопед», первый механический транспорт, который мы осваивали. Чтобы завести нужно было покрутить педали, или потолкать, завести с буксира, зато потом можно было нестись по пыльным улицам пугая бабушек и кур страшным ревом двигателя во снятым глушителем, была такая мода и считалось, что мощности прибавляется. Так или не так, но разогнать до 50 – 60 км удавалось. Многие устанавливали «моторчики» на велосипеды – «лайбы», Это было ещё то чудо техники, с полным отсутствием амортизаторов. За велосипеды «лайбы», «велики» говорить особо нечего. Они мало изменились с тех пор, разве что те были понадежнее. Но и тогда были разные, то харьковские, то пензенские, то ещё румынские, довоенные, вот «горных» не было… И ещё один вид транспорта, который почти не встречается. Самокаты. Это такое сооружение, из двух досок скреплённых с помощью обрезка кожи или металлического штыря шарнирно. Основой самоката были подшипники, их крепили к доскам, и можно было разогнавших кататься, или съехать с горки, правда, по асфальту. Шума эта конструкция создавала много, но надо сказать правду, что некоторым из нас папы привозили «из рейса» и нормальные самокаты. Часто проехать на таком самокате стоило какой-нибудь платы (дать посветить фонариком, пару гильз, или чего-нибудь вкусненького). Вот, а заправка в городе была одна, та, что возле «Нефтебазы», бензин стоил смешно сказать, 6,5 копейки за литр. Правда, бензин был низкооктановым – А66, А70, А72, Но другого те двигатели и не просили, степень сжатия низкой была. Мы, мальчишки, на заправку и не ездили. Подойдешь к ЛЮБОМУ, именно так, к любому шоферу, попросишь и всё! Вся заправка. Была такая система хозяйствования, чем больше наездил (сжег бензина) , тем выше зарплата, вот и сливали водители госмашин бензин в посадки, и естественно, дать три- пять литров, ну ничего не стоило.. Ещё было братство шоферское, не очень много их было, почти все знали друг друга, вот и выручали, если кто «загруз», или поломался, вообще проехать мимо машины с поднятым капотом считалось плохим тоном. И в «правилах» тех лет не было ограничения скорости, «дави гашетку» сколько может «выжать» твоя машина. «Гаишников» было мало, к сожалению на помню по годам, но засели фамилии Христофоров и Запша.
Районы и кварталы. Говорят, что Измаил как областной центр состоял из двух районов, не знаю. В годы нашего детства Измаил делился на «низ» - район порта и на «верх». Еще говорили «та сторона проспекта (Суворова, естественно)» и в зависимости от того, где находились, было понятно, что это либо восточная, либо западная часть. Так что если кто-то говорил, что гулял «внизу», или на «той стороне», было ясно, что был явно не в своем районе. Но хотелось бы рассказать о тех районах, на которые делился город негласно, в нашей мальчишеской жизни. А делили и называли мы его по месту своего проживания. Итак, моя «площадь». Центром и местом сбора был сквер, который теперь называется Чкаловским. В разное время назывался по-разному, на старых картах города называется «Сенной площадью», (отсюда «Площадь?»). Назывался так же «камышовым базаром» и «торговицей». Для нас же это было «площадь» или «магала» (маХала – литературное). Место сбора мальчишек с окружающих улиц, мальчишек – совсем не «маменьких сынков», а тех, кому вольница была дороже школьных знаний, кого не пугали отцовские ремни, кому время, проведенное с друзьями, было важнее времени проведенного с родителями. Собирались, вообщем, хулиганистые личности. Играли в разные игры, футбол, иногда дрались между собой. И для того чтобы пойти «гонять» недругов с других районов. «Площадь» была, пожалуй, самым многочисленным, самым задиристым и хулиганистым районом – магалой. Границы её, впрочем, весьма размытые, проходили по пр. Суворова, улицам Пушкина, Первомайской, Новокилийской. К северу от «площади» была «Заводская». (Пр. Суворова, Некрасова, Первомайская.) Место сбора – либо карьер кирпичного завода, либо прилегающий сквер по Некрасова, (сейчас гаражи). В её «состав» входила набольшая по численности «магала» - «Выставка» (ул. Чехова), сбор – сквер напротив автопарка. Обычно в выяснениях отношений, они выступали «одним фронтом». К востоку от «площади» был «садик» Тоже относительно небольшая «магала», обычно сателлит «площади». Границы – Первомайская, Пушкина, Некрасова. К северо-востоку от «садика», в конце улица Некрасова, совсем уж крошечый « каПказ», (именно с П!!) (де идёшь? – на каПказ!) К югу от «площади, в середине 60 возникла «астаховка», а восточнее неё, - Пушкина, Тельмана, Железнякова – «ореховая балка» также часто поддерживающая «площадь». Вдоль Дуная, от улица Топольной в сторону Пр Суворова и даже дальше была «липованка» Интересно, что несколько городов в мире имеют подобные районы, Это Кагул (Молдавия) Галац и Браила (Румыния). Место сбора «липован» обычно был сквер возле церкви в районе 5-й школы. К западу от «площади» т.е. от нечетной стороны пр. Суворова, было несколько «магал», - «левада» место сбора сквер на пересечении Комсомольской – Капитана Семенюка (возле СТО), к Западу от Куликова, до нынешней Гагарина, между Сов. милиции и нынешним пр. Ленина – «станционный посёлок», малочисленный, малонаселенный район, а к востоку от него «барановка» тоже в то время малонаселенная. По сути дела, граница города в то время, проходила по Куликова (Степовой), и дороге на вокзал, по которой вырос пр. Ленина. Сразу за Степовой, в балке был питомник лесхоза, а по балке текла вода, то ли ручей, то ли непросыхающая лужа… К востоку от Топольной была довольно многочисленная «магала» - «копаная балка», которая включала в себя «весеннюю» Это был район, ограниченный улицами Ломоносова, Зелёной, Весенней… Таким образом, до возникновения в середине 60 годов «колтыновки» район нынешнего пр. Ленина от Куликова до Гагарина, от Сов. милиции, до Репина, «площадь» с «сателлитами» была самая – самая «магала». Во главе «магалы» стоял «король» - его никто не выбирал, он завоевывал это звание обычно своим авторитетом или кулаками, победив нескольких претендентов, причем обычно побежденные не обижались, а сохраняли самые дружеские отношения с «его величеством» (?). остальные же были вторым и третьим «королями». Претенденты на звание договаривались между собой, - завтра «стукнемся», до первой крови. И «стукались», у кого сопатка оказывалась слабее, тот и проигрывал. Так становились «королями» Царёк и Саня Таракан – (это, естественно, клички «кликухи», слова «погоняло» тогда не было в ходу). «Король» никаких преимуществ перед «подданными» не имел, зато личное знакомство с ним давало определенные преимущества «подданному» волею судьбы оказавшемуся на другой «магале». В случае угрозы быть побитым, можно было смело говорить, что я знаком, ну, например, с Качей, и угрожающие призадумывались. «Король» мог собрать толпу и повести её за собой «гонять» другую «магалу», отомстить за обиженного. Но, обычно «короли» разных районов договаривались между собой «как насчет подраться?» и тогда в городе начинался «тихий ужас». Толпы подростков и более старших товарищей от нескольких десятков, до 200 – 300 человек сходились в рукопашной схватке. При этом взрослые и милиционеры, которые тогда патрулировали улицы, прятались кто куда. Обычно это происходило после окончания призыва в армию, таким способом проверялось « а не ослаб ли лидер – «магала»? Вначале драки были просто кулаками и крепче бляхи на ремне оружия не применяли, лежачих как правило, не били, но, постепенно, к концу 60 годов, стало применяться и «оружие» посерьёзней – цепи, дубинки, (иногда с вбитыми гвоздями) самопалы, а сами драки из честных, рыцарских сражений, стали превращаться в побоища, когда свободно могли забить до полусмерти… Иногда городские районы объединялись против моряков срочной службы или негров-арабов-вьетнамцев – слушателей военных курсов… С арабами было ну очень сложно, удивительно дружные ребята… Продолжалось всё это до начала 70-х годов. Когда в 73, жители пожаловались депутату Верховного совета СССР от Измаила, генерал – полковнику Епишеву, начальнику ГлавПУРа СА, в город привезли курсантов милицейского училища, для наведения порядка (ОМОНа в той стране не было?). Город на время затих, но после уезда курсантов, все началось сначала. Весной 74 вновь приехавшие курсанты устроили форменный террор: «больше трех не собираться», иначе просто били всех подряд, обыскивали на улицах, и не дай Бог, в кармане был перочинный нож… . Вообщем нагнали страху, и это, по сути дела стало концом того Измаила. Справедливости ради нужно сказать, что на «магалу» никто никого не тянул, это дело было сугубо добровольное, хочешь ходи – не хочешь – нет. Тоже и на «драки», если тебе не нравилось ходить с расквашенным носом, то никто тебя не тянул идти с «толпой». Иногда, в период «обострения отношений» у таких ребят могли возникнуть проблемы на чужой «магале», но каждый как-то выкручивался. В период «мира», т.е. «до первого тронутого» на чужой «магале» проблем как правило не возникало… В чужом районе можно было оказаться, провожая девчонку с танцев. Очень часто в таком случае, целость носа зависела от девчонки, окружившие «враги» спрашивали её, с кем ты хочешь встречаться, с этим, или с Васей, с нашей «магалы»? И перепуганная за провожатого девчонка тоненьким голосом отвечала – «С этим». Как правило, конфликт исчерпывался, правда, можно было попасть ещё на «ведро вина, но с этим проблем не возникало. Часто после этого между вчерашними «врагами» возникало чувство дружбы, которая продолжается до сих пор. Ещё раз хочу сказать, что границы районов, описанные здесь, весьма условны, очень часто, живущий в одном районе мог ходить на другую «магалу», иногда это были друзья по школе, иногда какие- нибудь двоюродные братья, очень часто было, что прожив часть жизни на «площади», получив квартиру на Франко, продолжал ходить к старым друзьям…
Спасибо. Это действительно интересно. Я не знаю город того времени, мое время началось ближе к концу 70гг. так что ранний период - своего рода откровение. Я уехал из города и вероятнее всего никогда уже не вернусь, но воспоминания остаються. Не могу вспомнить ул. Школную - 4 школа не на ней ли стояла? Еще раз спасибо. Удачи и успехов.
smil, огромное спасибо за воспоминания. Все это было на самом деле так, как вы пишете. Прочитал и аж прошибло. Сам я уехал из Измаила в 82-м и многое застал. При всех этих размежеваниях примне строго соблюдались некоторые неписанные законы, например, действительно, когда парень шел с девушкой - пацана не трогали, это факт - по себе знаю. Еще перед летом, как правило, подписывали "мировые", т.е. собиралась толпа с одной магалы и договаривались с толпой с другой магалы, после этого часто совместно распивали вино, благо его в Измаиле всегда было достаточно (Кстати - лучше того навака я нигде не пил до сих пор). "За толпу" желательно пацану было "ходить" хотя бы иногда, чтобы быть в курсе событий, т.к. некоторые магалы подписывались за другие магалы против третьих магал и т.д., а знание этой обстановки и пару-тройку кликух с разных районов помогало часто обойтись без драки в чужом районе. Сам я жил на "проспекте" и вот идешь иногда по свои делам где-нибудь по "заводской" или по "балке" и вдруг встречаешь пацанов с этго района. Если их больше двух - жди разговора. Обычно это происходило так:"А ты вообще откуда?". "От туда". "А кого знаешь?" и т.д. Получалось, чем общительней ты был, чем больше знакомых у тебя было - тем более комфортно ты себя чувствовал в городе... Хотя, случалось всякое. Помню в году 76-м был очень сильный пожар на проспекте Ленина. Горела пятиэтажка недалеко от к/т "Украина", только с другой стороны. Началось всё с подвалов, где жильцы хранили дрова для титанов и всякий другой хлам. Подвалы горели так, что от них зашелся первый этаж, а к концу дня горел и второй. Люди выбрасывали мебель и другое нажитое с 4-го и 5-го, а мы двое суток глазели на эту катастрофу, хоть нас и гоняли. За к\т "Украина" в сторону вокзала тянулось огромное и древнее кладбище со склепами и диковинными могилами. Мы пацанами лазили туда позырить дрожа от страха. Сейчас, я слышал, его снесли и даже лавочки вроди поставили вдоль алей. В "Межрейсовом" по выходным играл на танцах ансамбль, кстати, неплохо даже играл...
А ещё, а ещё в году эдак 1972-73 на улице Пушкина, что вела к рынку на нечётной стороне был(а может и есть ) магазин "Ткани".Так вот там работали три продавца-еврея и наверное поэтому народное название этого было "Три мушкетёра". Помню в детсве услашала,ка они разговаривают- очень похоже на немецкую речь(подумала я), оказалось совсем не немецкая... Потом случилась какая-то тёмная история и в магазине стали работать одни тётеньки-продавцы и увы, шарм пропал.
А ещё рынок всегда называли "базаром". А ещё много цыганей было. А ещё гориспоком был в красивом старинном здании напротив 1-й школы, рядом с ним росли голубые ели (верхушку одной ели в году эдак 78-м срезал один чудак, так его выгнали из партии, потом с работы - писали в газете "Советский Измаил"). Напротив горисполкома, через дорогу на углу была замечательная забегаловка "Минутка", мы туда бегали на больших переменах за пирожками и другими вкусностями. В газете "Дунаец" был раздел "Где наши суда", где горожане знакомились о приходе судов СДП в порт. Приезжающий иногда цирк устанавливали где-то за Межрейсовым.
Ребята а как не вспомнить мента по фамилии Полубудкин !!! В 70-х он один на мотоцикле с коляской успокаивал народ на танцах в межре. Очень много интересного об истории города писал Семен Фридрихович Фишман,в газете Сов.Измаил лет 16-18 тому назад. Он жил в городе при румынах. Я родился на Школьной 8 , в 1965 , позже были там детские ясли ,а теперь вроди бы частный дом. Рядом был парк (сейчас на этом месте детский сад). В парке была деревянная эстрада и деревянные лавки для зрителей,несколько гипсовых скульптур типа "девушка с веслом". В 1970 в парке работал педагог - массовик ,который организовывал праздничные мероприятия. Там где теперь стоматологическая поликлиника - была станция скорой помощи с автомобилями ГАЗ 21. Часто можно было встретить инвалидов войны без ног.на каталках. На против моего дома через дорогу был мучной склад. Там же сидела баба Катя и продавала семечки - 5 коп. стакан.Жила она во дворе примыкающем к складу. В том же большом дворе жил дедушка- участник штурма зимнего в 1917г. Ходил он в белой грубой рубахе на выпуск подпоясанный шнурком. Пишите ,много интересного может уйти как вода в песок!!!!!!
А какой стадион! Лес одним словом. Там всегда организовывали всякие крупные концерты. Пропускали через вертушку при центральном входе по билетам. Однако мы с пацанами все это смотрели с деревьев справа от стадиона. А за стадионом была организована спец трасса для ралли. Кстати - областного масштаба; мы всегда бегали смотреть эти соревнования, для меня эти люди на мотоциклах в масках, в касках и в грязи были чем-то вроди НЛО.
Ребята, воспоминания из детства: жил я возле базара. Великим достижением в пору арбузов, было заполучить пару штук от корейцев за разгрузку на базаре целого автомобиля. А,по поводу драк между магалами - я встретил недавно Жеку который водил площадь где то до 1984 года. Женя - уважаемый передовой работник Ильичевского порта. Еще один штрих - во время учебы в 1-й школе присходило разрушение магазина " Рассвет" и строительство нового Универсама.1975 - 1979г. Под магазином оказалось конкретное подземелье. Мы каждый день приносили свечки и фонари и пытались исследовать все лазы.
1965 Написал: ------------------------------------------------------- > Еще один штрих - во время учебы в 1-й школе > присходило разрушение магазина " > Рассвет" и строительство нового Универсама.1975 - > 1979г. > Под магазином оказалось конкретное подземелье. Мы > каждый день приносили свечки и фонари и пытались > исследовать все лазы. Точно, там еще была аптека, от которой долго окрест летали бумажки с надписью - "Перед употреблением взболтать".
В начале 60 годов между Межрейсовым и Морвокзалом была пилорама и большое озеро, где пацаны ловили рыбу панерами и на удочки добывая хлеб для насадки в портовой столовой, которая была рядом. В то время ещё работал колесный теплоход "Белинский" который в 70 годах порезали на метал в затоне Судоремонтного завода. Вначале 60 годов в СДГП была создана рембригада для саморемонта барж и судов пароходства, которая вначале состояла из 15 человек, слесарей, электриков и сварщиков. Размещалась она на одной барже, в дальнейшем она была преобразована в плавмастерские. Там работал дружный коллектив хороших специалистов, который мог делать практически любой ремонт судов и барж. Когда вспоминают Измаил того времени можно вспомнить и так называемый Школьный проспект, который тянулся от 1 школы почти до Междурейсового и где разгуливала одна малодёж. Весёлое было время. Много было разных кружков и при желании можно было многому научиться. Проводилось много разных соревнований. Вспоминать можно много, но это в другой раз.
Извините, только зарегистрированные пользователи могут писать в данный форум. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2001-2024 © | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|