Смотреть телевизор не только вредно, но порой и познавательно. Так, на прошлой неделе ряд телеканалов показал сюжеты о том, что дельта Дуная покрылась льдом, который (здесь телевизионщики делали паузу) буквально со дня на день начнут подрывать, а то и расстреливать. Заинтересовавшись, а как же все это сообразуется со статусом заповедной зоны, мы обратились за комментариями по поводу ледовой обстановки на Дунае к одному из основных перевозчиков на реке — Украинскому Дунайскому пароходству. Президент ОАО «УДП» П. С. Суворов любезно предоставил нам подробные материалы по состоянию на 5 февраля.
Итак, в связи с резким снижением температуры, появлением льда и резким ухудшением навигационных условий с 24 января УДП закрыло навигацию от Регенсбурга до Черного моря. За двое суток — с 24 января по 26 января на участке от Регенсбурга до Килии на базы зимоотстоя были поставлены 535 единиц несамоходного флота и 102 единицы самоходного флота. И с 26 января по приказу ГДМРТУ было сообщено о начале ледовой кампании. Совместно со старшим координатором ледовых операций в Дунайском регионе — капитаном порта Измаил А. Ю. Колесниковым были определены такие задания: не допустить создания перемычек на украинском участке Дуная, ледовых заторов, а также не допустить повреждений и аварий флота.
Ледовая ситуация по участкам Дуная на 5 февраля выглядела так: на немецком участке — 80% льда, движения флота не было; на австрийском участке — 100% льда, движения флота не было, ледокольные работы не велись. На словацком участке — 10 — 20% льда, не работал шлюз Габчиково; на венгерском участке — 15 — 20% льда; на сербско-хорватском участке — 10 — 15% льда. На румынском участке началось движение ледовых полей, ведутся ледокольные работы, но массивная перемычка на 41 — 54 милях, увеличивающаяся по длине, перекрывает вход в Сулинское и Килийское гирла.
Массовый подход льда 24 — 25 января на украинском участке Дуная привел к тому, что на 5 февраля в порту Усть-Дунайск было 100% льда; в Очаковском гирле — 100% льда; в Старостамбульском гирле ниже гирла Быстрого — 100% льда. Перемычки были зафиксированы в районе 35 — 40 км, 48 — 60 км, 72 — 73 км, 100 — 116 км Килийского гирла, а также на 48,5 — 50 милях Дуная.
Между тем совместными усилиями теплоходов «Звенигород» и «Загорск» с приставками ДМ-2137 и ДМ-1055 (УДП), «Геркулес» (порт Усть-Дунайск), «Портовый-9» (Укрречфлот), «Буялык» (порт Измаил) к полдню 5 февраля были разбиты перемычки от 35 до 75 километров Килийского гирла, освобождены рейды Вилково, Килии и гирло Быстрое. 4 февраля с моря были проведены четыре морских судна до порта Измаил, что стало реальным доказательством того, что весь участок от гирла Быстрого до порта Измаил освобожден ото льда, и навигация возможна в сопровождении буксира. Кроме того, с 5 февраля собственными средствами ОАО «УДП» и порты приступили к ликвидации перемычек от порта Измаил до мыса Измаильский Чатал (116 км). Выше по договору работают ледоколы Тулчи и Сулинского канала. Делается все, чтобы к концу 6-й недели движение судов на румынском и сербско-хорватском участках возобновилось.
Все вышеперечисленное дает ясное представление о том, что ледовые операции на украинском участке Дуная проводят сами предприятия морехозяйственного комплекса — ОАО «УДП», «Укрречфлот», порты Измаил, Рени, Усть-Дунайск. Они же сами и координируют распределение сил между собой. К сожалению, отсутствие специальных ледокольных средств на Дунае вынуждает использовать условно „ледокольные приставки“ (загруженные лихтеры УДП) и портовые буксиры. На каком этапе тележурналисты попытались подключать бомбардировку льда и чем — остается неясным, если не сказать — абсурдным.
По материалам Украинского Дунайского пароходства.