Измаильская картинная галерея

РАЗДЕЛЫ

Измаильская картинная галерея является самостоятельным художественным музеем 2-й категории.

Основу коллекции музея составляют произведения искусства, отобранные в фондах центральных музеев России и Украины: Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русских музеев Санкт-Петербурга и Киева, Одесского художественного музея; а также произведения из фондов Министерства культуры России и Украины, из частных коллекций.

Постоянная экспозиция музея состоит из следующих разделов:

  1. Иконопись.
  2. Западно-европейское искусство ХVI - XIX вв.
  3. Современное искусство - живопись, скульптура, графика.
  4. Украинское декоративно-прикладное искусство.
  5. Искусство народов востока.

I. ИКОНОПИСЬ.

кресты, клейма, складни

Древнерусская живопись - одна из признанных вершин мирового искусства, величайшее духовное достояние народа. В 988 г. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - в образах христианского вероучения.

"Образ" по-гречески - икона. И уже с глубокой древности слово "икона" стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получивших распространение в живописи византийского мира отдельных самостоятельных изображений, написанных как правило, на доске.

Вниманию посетителей зала иконописи Измаильской картинной галереи представлены образцы древнерусской иконы конца ХVI - начала XX вв., написанные по канонам допетровой эпохи (старообрядческая икона) и послереформенного времени, а также украинcкая и молдавская иконы. Остановимся на более интересных из них.

"Спас Нерукотворный" (нач. XIX а.) представляет главный центральный образ всего древнеруссого искусства - образ Иисуса Христа или Спаса, как его называли на Руси. Нерукотворный образ - важнейший образец, которому следовали мастера, во все времена, пока существовало древнерусское искусство, икона, созданная, по преданию, не только при жизни, но и по воле самого Иисуса Христа.

Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве по своему смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Марии, широко представленные в коллекции Измаильской картинной галереи. Среди них наиболее древняя из всех икона "Богоматерь Умягчение злых сердец" (конец ХVII в.) - прекрасный, исполненный всеобъемлющей любви образ Богородицы.

"Николай Чудотворец"

Привлекают внимание иконы с изображением одного из любимейших святых русского народа, чтимого святого русской церкви - Святого Николая, Мирликийского Чудотворца. Наиболее ценный образец - "Николай Чудотворец" (конец ХVII - нач. XIX вв.) в чеканном, гравированном окладе, являющем собою настоящее произведение древнерусского искусства. Не менее интересна иконостасная икона "Святой Николай-Чудотворец" строгановской школы (нач. XIX в.) и её молдавский лубочный вариант конце XIX в.

"Иоанн Предтеча" (ХVIII в.) - красиво, тонко написанная икона с редким сюжетом, представляющим величайшего христианского святого - Предтечу Иисуса Христа и его Крестителя.

Немалую ценность представляет собой трёхъярусная многосюжетная икона ХVII в.) в посеребрённом чеканном, гравированном окладе. И икона, и оклад могут расцениваться как самостоятельные произведения искусства.

Редкостью сюжетов привлекают внимание иконы "Встреча Марии Египетской с Григорием Критским", переданная из фондов Третьяковской галереи, и "Всевидящее око господне" (ХVIII в.)

кресты, клейма, складни

Очень важное место в древнерусской живописи занимают образы событий из жизни Иисуса Христа и Богоматери, понимаемых как вехи на пути человеческого спасения. Живописные образы всех этих событий, как правило, называются праздниками. В коллекции привлекает внимание икона старообрядческого образца "Воскресенье Христово" (сер.XIX в.) с 28-ю праздничными клеймами.

Красива икона XVIII в. "Неопалимая купина" в серебряном чеканном окладе. Немалый интерес вызывает типично старообрядческая икона "Распятие Господа нашего Иисуса Христа" (1-я четв. XIX в.) с вмонтированным в неё бронзовым распятием. Старообрядческое литое распятие широко представлено в коллекции самостоятельно. Некоторые из них украшены изящной гравировкой и эмалью.

Очень интересен бронзовый четырёхстворчатый складень с клеймами на Евангельские сюжеты, обогащённый разноцветной эмалью.

Древнерусская икона - всегда часть той широкой картины человеческого спасения, того пути к воссоединению с Богом, в котором видели смысл человеческой истории люди древней, христианской Руси и который так ярко воплотили её художники.

II. ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ХVI-ХIХ ВВ.

гравюра

В экспозиции музея широко представлена гравюра западно-европейских мастеров ХVI-ХIХ вв. Её становление и развитие связано с развитием книгопечатания и с ремеслом, где применялись процессы гравировки: ксилография с резьбой по дереву, офорт с украшением оружия, резцовая гравюра с ювелирным делом.

В раздел западно-европейской гравюры Измаильской картинной галереи вошла уникальная гравюра итальянского художника ХVI-ХVII вв. Аннибале Каррачи "Потоп" (А.Каррачи - наиболее талантливый из трёх братьев Каррачи, чьё творчество повлияло на сложение двух главных направлений европейского искусства ХVI барокко и классицизма) . Продолжает этот раздел серия портретов, выполненных французскими авторами. Одна из гравюр датируется ХVI в., выполнена неизвестным мастером "Василий Великий - князь Московский", гравюрные портреты И.Тувемхета "Александр Хованский - Воевода Московский", "Алексей Михайлович Романов Великий князь московский".

Литографии XIX в с портретными изобретениями Петра I, Павла I, графов Потёмкина, графа Ф.П.Толстого , выполненные известными мастерами: И.Иенценом, П.Борейлем и др.

Продолжают экспозицию сюжетные графические листы, выполненные на библейские темы, изображающие различные бытовые сцены, городские пейзажи Парижа, Константинополя, Барселоны: офорт А.Пуане (кон.ХVIII - нач. ХIХ вв.) с оригинала Г.Терборха (1617-1681 гг.) Голландия "Дама в атласном платье", серия офортов Винклеса (XIX в, Франция "Турецкие мотивы", копии лоджий Рафаеля "Сотворение мира" итальянского художника Цукконе (XIX в. см. техника).

гравюра

В экспозиции представлена живопись западно-европейского художника Гийе (представитель барбезонской школы) "Пейзаж с коровами" 1881 г., Париж (в европейской культуре к. XIX - сер. ХХв на смену строгости и приверженности классицизму приходит романтическая направленность. В результате кризиса академической и романтической школ создаётся направление реалистического пейзажа картины, получившего название от деревни Барбезон. Представителями этого направления являются французские художники Галле, Корро, Гийё,

В раздел живописи XIX в. вошла работа русского художника Р.Судковского (1850 - 1885 гг.) "Бухта".

В экспозиции декоративно-прикладного искусства ХVIII-XIX вв. особое место занимает ваза известного французского художника Эмиля Галле, создавшего собственное художественное направление в мировом искусстве стекла; а также столовый фарфоровый сервиз "Товарищество Кузнецова" кон. XIX в., ручная роспись, виза декоративная "Богиня плодородия" XIX в., фаянс.

III. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство).

худ. Смирнов

Раздел живописи знакомит с основными направлениями в искусстве 70-х - 90-х годов. В экспозицию вощли произведения народных художников Украины С.Шишко, А.Лопухова, И.Глущенко, С.Григорьева, Т.Яблонской и многих других. Художники, блестяще владеют техникой масляной живописи, тонко передают состояние природы, обращаются к жанру портрета, натюрморта.

В разделе живописи также представлены произведения художников, представляющих многонациональное искусство Придунайского края, богатого своими традициями: С.Чертоков (Болгария), Ф.Гюнтер (Румыния), Т.Федоренко (Румыния) и др.

Дополняет раздел современного искусства скульптура. Она представлена портретной и сюжетной формами. Характерна разнобразием композиционных решений, интересной трактовкой образов, выполнена из различных материалов: мрамора, бронзы, гипса, дерева. В современной скульптуре авторы все чаще обращаются к металлу. Эта техника появилась в нашей стране в 20-е годы.

В экспозиции музея представлены произведения таких скульпторов как народный художник ССР А.Ковалёв "А.С.Пушкин" (модель памятника для Арроу-парка в Лью-Йорке), В.Грицюк "Гамлет", О.Маслик "Диего де-Сильва Веласкесу".

IV.СОВРЕМЕННОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО УКРАИНЫ.

"Трое из леса"

Когда говорят об украинском декоративно-прикладном искусстве, прежде всего вспоминают работы народных мастеров - сочную майолику Олошни, яркие ковры с растительным орнаментом, искрящееся гутное стекло, матовое дерево Гуцульщины. Украинские художнки бережно сохраняют живую, спокойно-величавую красоту народного искусства.

Керамика. В разделе керамики ИКГ представлены произведения известных мастеров Украины.

керамика

Одним из центров искусства керамики на Украине является г.Косов на Гуцулыцине. В залах музея находятся изделия известных косовских мастеров П.Рюпки, Я.Зарицкого, С.Вербицкого и мн.др. Еще один древнейший керамический центр - знаменитая Опошня на Полтавщине. Здесь 200 лет тому назад были найдены карьеры с великолепными цветными глинами. В ИКГ представлены игрушки, жанровые сцены, посуда, таких известных художников, как Н.Пошивайло, И.Билык, Д.Головков и др.

Фарфор. Фарфор Украины возник в самом конце ХIII ст. производством в Корце. В настоящее время на Украине большое количество заводов фаянса и фарфора ( Киевский, Барановский, Городницкий). В экспозиции музея есть работы известного полтавского художника И.Вицько, фарфоровая пластика киевлян В.Щербины, О.Жникрупа. Растительные мотивы составляют основу орнамента.

Общепризнанный центр искусства росписи - село Петриковка, Днепропетровской обл., основанная ещё в ХVIII в. В Измаильской картинной галерее есть произведения петриковских мастеров Д.Зинчука, В.Панко, Д.Пронич и др., выполненные из дерева.

В коллекцию музея вошли ивделия из кожи, выполненные заслуженным мастером народного творчества Украины Ниной Кесаревой.

Ткачество. Широко распространено на Украине ручное ткачество. Красный и чёрный - наиболее традиционные цвета украинской вышивки. В коллекции музея можно ознакомиться с бело-красными ткаными королецкими рушниками (Сумская обл.), лёгкими, нежными орнаментами вышивок Полтавской обл., бело-чёрно-красными узорами Киевской и Винницкой областей. Бело-чёрно-красная символика орнаментов в славянском искусстве существует с языческих времён.

Один из известных отечественных центров народного ткачества, ковроделия и вышивки - старое украинское село на Полтавщине - Решетиловка. Здесь создавали гладкие, безворсовые шерстяные ковры с растительным и геометрическим орнаментом. В экспозиции представлены гобелены известных мастеров Л.Жоголь, Н.Бабенко, Л.Товстухи и др.

"Петух и лев"

Стекло. Традиции украинского стекла берут своё начало в искусстве и культуре Киевской Руси. Из стекла выполняли ювелирные изделия, декоративные предметы. В настоящее время на Украине работают несколько десятков заводов художественного стекла. Наиболее крупные из них: Киевский завод худ.стекла, Львовское объединение "Радуга". В коллекции измаильской картинной гелереи представлены работы лучших художников-стеклодувов И.Аполлонова, Л.Митяевой, С.Галимбовской, А.Балабина, Украинская школа стеклодувов получила мировое признание.

V.ИСКУССТВО НАРОДОВ ВОСТОКА.

"Кот"
"Лодка"
Город-сам-себе-герой!
гор.справка
история 
музей 
галерея 
фонд 
АТС 
карты 
погода 
разное 
сервисы
общение 
юмор 
поиск у нас:
"и" "или"
НАШ САЙТ
WEB





2001- ©